Социальный педагог
МБОУ СОШ № 50
Бегеева Эльза Бегеевна
Перед социальным педагогом школы поставлена задача – это социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.
Поставленные задачи охватывают различные направления деятельности социального педагога такие как:
Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;
· Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
· Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;
Цель деятельности социального педагога: социальная адаптация личности ребенка в обществе.
В соответствии с поставленными целями и задачами была проделана следующая работа:
На начало года для работы были составлены следующие планы:
- план работы социального педагога;
- план мероприятий по профилактике вредных привычек;
- план совместных мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков;
- план мероприятий по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- план мероприятий по профилактике асоциальных явлений среди детей и подростков;
- план работы с детьми-инвалидами и детьми, оставшихся без опеки родителей;
- план мероприятий по противодействию экстремизма, асоциальных явлений, формирование толерантности;
- план совместной работы школы и инспектора.
Тема самообразования социального педагога:
« Социально – педагогическая поддержка детей и их родителей в трудной жизненной ситуации в условиях муниципального образования».
На начало года проведена социальная паспортизация классов и составлен социальный фон школы. Проанализирован образовательный уровень родителей учащихся, создан банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, составлены списки многодетных, малоимущих, неполных семей, опекаемых детей.
МБОУ СОШ № 50 оказывает материальную помощь детям из многодетных семей:
- 15 учащихся получили материальную помощь от школы (одежда)
- благотворительные билеты от школы в кинотеатр и на выставку экзотических животных (зоотеррариум) 7 билетов
- благотворительные билеты от школы на концерт в аварском театре детям сиротам ( 2 ученика) Алиева Марьям ( 6 кл ), Магомедов Магомед (11 кл).
- организована экскурсионная поездка детям из многодетной семьи ( 4 учащихся).
- В МБОУ СОШ № 50 была проведена акция «Дети-детям»
- учащимися школы совместно с социальным педагогом, были посещены социальный реабилитационный приют и приют для детей и подростков города Махачкалы.
Правозащитная и просветительская деятельность:
МБОУ СОШ № 50 в целях реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.10.2011 года в рамках дн
я правовой помощи детям, были проведены лекции и внеклассные занятия в 5-8 классах на тему: «Твои права», "Я уважаю твое право",
продолжается знакомство детей в 4- 11 классах с международными документами о правах человека и закреплёнными в них правами детей.
Способствуем воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей.
Проводятся беседы по повышению личностного роста школьника, как гражданина своей страны, развития умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.
На классных часах в 6-8 классах беседу с учащимися провела руководитель центра правовой помощи при аппарате Уполномоченного по правам человека, Бика Сиражудиновна Будайчиева.
В школе на доске объявлений была размещена информация, по которой родители и учащиеся могли позвонить и обратиться за консультацией и правовой помощью по телефонам. Была распространена информация о Всероссийском телефоне доверия, телефонах доверия в Махачкале, через школьное радио.
Участие в организации и проведении общешкольных и городских мероприятий, акций. Результативность:
В соответствии с планом работы в МБОУ СОШ №50 в январе проводился месячник нравственного воспитания на тему: «Молодежь и культура межнациональногого общения» (мероприятия, кл.часы, родит. собрания, беседы). Открытые уроки, «Терроризм –угроза жизни»
« Урок мужества», «Урок посвященный 70-летию Победы» проводились учителями-предметниками по расписанию 3-им уроком на различную тематику с использованием новых технологий, наглядностей, творческих работ детей.
Городской конкурс чтецов на родных языках на базе МБОУ СОШ №50 . Приняли участие 12 учащихся нашей школы в разных возрастных категориях, в том числе учащиеся из « группы риска», и заняли три призовых места: I место -лакский язык, II место -лезгинский язык, III место-кумыкский язык.
В феврале было проведено общешкольное мероприятие « Нет – наркотикам», участие приняли учащиеся из « группы риска» и « трудные дети».
6 марта проходил городской конкурс «Юный корреспондент» по номинациям: лучший репортаж, лучшая статья, лучший фотоматериал на темы: «Наша республика», «Наш город».
Активное участие принимают дети из « группы риска» , « трудные дети» в туристско – краеведческих конкурсах.
Основные направления работы: результат работы по направлениям:
Социально-педагогическое консультирование:
С учениками и родителями проводятся беседы и консультации по оказанию педагогической, психологической, социальной помощи при выборе будущей профессии. Для активизации работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи социальным педагогам проводятся консультации на различные темы. Также проводятся индивидуальные беседы с родителями (до 15 раз в месяц). Есть взаимодействие с классными руководителями, проводится консультирование классных руководителей контролю за посещаемостью, работе с родителями. Консультации предусматривают установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, коррекции детско – родительских отношений, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями .
Проведены родительские собрания в 1-4 кл., 5-11 кл, на темы «Семья и ребёнок», «Трудный ребенок», «ГИА- трудности и проблемы»
Диагностика ( выявление проблемы):
Диагностическая работа по созданию банка данных об учащихся и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, сверстниками, родителями.
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика, его взаимоотношений со сверстниками, ситуация внутрисемейных отношений.
- Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Профилактика насилия, суицида, жестокого обращения с детьми.
Проведена диагностика риска суицида;
Коррекционная, индивидуальная работа;
Проведены беседы о безопасности ребенка на родительских собраниях;
Посещены квартиры с целью выявления случаев жестокого обращения с детьми;
Проведены классные часы «Конфликты» 8 кл, 5 кл, «Формула успеха» - 10 кл, «Курение за и против» -
9 классы , 1-4 классы;
Беседы с учащимися медицинского работника по темам: «Ранние половые связи и последствия», «Вредные привычки и их влияние на здоровье, «Правила личной гигиены и здоровье»;
Проведены беседы в 5 – 11 классах на тему: «О физическом и сексуальном насилии над детьми». Беседы проводили психолог и социальный педагог;
Проведены беседы в 5 «б», 6 «а», 8 «б», 7 «г», 8, 9 классах на темы о ЗОЖ;
Классные руководители проводили беседы по ПДД, профилактике курения, употребления алкоголя и наркотиков;
Налажена связь с органами опеки в работе с несовершеннолетними по безнадзорности детей.
Профилактика правонарушений и работа с детьми «группы риска»:
Работа по социально – профилактической работе с обучающимися велась в следующих направлениях: выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих отклоняющееся поведение у подростков.
К работе с трудными подростками были привлечены специалисты для оказания правовой и педагогической помощи.
В рамках утвержденного плана профилактической работы проводилась следующая работа:
- Сбор и обмен информацией с КДН о детях, совершающих правонарушения, их законных представителей (посещение семей, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями).
- Постановка на внутришкольный учет обучающихся с девиантным поведением.
- Проведение в школе воспитательно – профилактических мероприятий (тематические классные часы по формированию правовой культуры и толерантного поведения обучающихся; коррекция отклоняющегося поведения обучающихся).
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с учащимися «группы риска» и их родителями.
Проводилось тестирование учащихся «группы риска» психологом и беседы по результатам данного тестирования.
Проводится ежедневный учет посещаемости детей «группы риска».
Учащиеся «группы риска» и неуспевающие приглашались на Совет профилактики и на индивидуальные беседы при директоре школы.
Посещены квартиры учащихся «группы риска», социальным педагогам, зам.дир. по ВР , классными руководителями.
Создана картотека учащихся « группы риска».
Учащиеся «группы риска» заняты в дополнительном образовании ( кружки и спортивные секции, факультативы).
С целью реализации плана профилактической работы мною были проведены следующие мероприятия:
Сентябрь –
- выполнение Федерального закона № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о посещаемости обучающихся учебных занятий;
- утверждение социальных паспортов классов и школы;
- профилактическая работа с обучающимися и родителями.
Октябрь –
- вовлечение обучающихся, стоящих на различном уровне учета, в кружки по интересам и спортивные секции и анализ посещения обучающимися кружков и секций;
- анализ состояния посещаемости и успеваемости детей, стоящих на различном уровне учета (на особом контроле у классного руководителя);
- результаты по оценке адаптации обучающихся 5 – ого класса;
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями;
- обновление стенда «Права и обязанности школьников».
Ноябрь –
- анализ работы социального педагога с опекаемыми;
- работа классных руководителей по профилактике табакокурения в 5 – 7 – х классах (анкетирование);
- работа с семьями (посещение семей в течение всего учебного года).
Декабрь –
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта;
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями.
Январь –
- анализ положения в семьях, стоящих на различных уровнях контроля (семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта;
- оформление стенда «Правила школьной жизни».
Февраль –
- проведена беседа в 9 – м классе по теме «Проступок. Правонарушение. преступление», где обучающиеся узнали о различии понятия проступок, правонарушение, преступление. Также ребята узнали, что правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей и подобное действие может караться законом;
- анализ положения в семьях, стоящих на различных уровнях контроля (семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Март –
- анализ работы социального педагога о работе с опекаемыми (контроль состояния здоровья; итоги обследования жилищно – бытовых условий, учебная и внеурочная деятельность);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Апрель –
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Май –
- анализ работы Совета профилактики;
- анализ правонарушений и преступности;
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Профилактика о вреде употребления психотропных веществ.
В течение года проведены беседы по темам о вреде курения, употребления наркотиков, культуре поведения в следующих параллелях 7,8,9 классы, с приглашением инспектора ПДН Байгишиева У.П., представителей духовного управления. Темы: «Наркотики – это опасно», «Все о наркотиках», «Наркотическая зависимость»,«Если твой друг употребляет наркотики».
Взаимодействие с различными социальными службами:
Работая над ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», мы стремимся использовать все возможности, имеющиеся в нашем городе. Значительную помощь в профилактической работе оказывают:
1.Управление образования;
2.Управление социальной защиты;
3.Центр социального обслуживания населения, так как одной из важнейших причин роста правонарушений являются социальные проблемы в семьях, в обществе в целом.
4. Взаимодействие с реабилитационным центром , социальным приютом.
5. «Центр семьи».
В МБОУ СОШ № 50 организовано сотрудничество «психолог - социальный педагог-зам. директора по воспитательной работе» по обеспечению социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности, ее социализации и профессионального становления, также составляются совместные планы работы с целью решения проблем, связанных с социализацией личности учащегося, профилактическая работа с подростками.
Изучение микросоциума школы, связь с родительской общественностью, сотрудничество с психологом в организации коррекционной воспитательной работы:
Проводится изучение микросоциума школы, направленная на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании среди учащихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся и семей «группы риска» и находящихся в социально-опасном положении.
Поддерживается связь с родительской общественностью, это выражается в следующем:
- Привлечение родителей к работе Совета профилактики.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- Посещение семей по месту жительства, выявление социально-неблагополучных семей, в случае необходимости постановка их на внутришкольный контроль, направление информации в учреждения системы профилактики, проведение совместных мероприятий по улучшению социально-неблагоприятной ситуации в семье, оказание социально-педагогической, психологический и правовой помощи семье.
- Организация всеобуча для родителей, проведение индивидуальных консультаций, профилактических бесед.
Совместно с психологом школы проводится анкетирование учащихся с целью изучения ситуации внутрисемейных отношений.
- Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе.
- Изучение социальной структуры и статуса семей учащихся школы, определение их социальных категорий.
Деятельность социального педагога по работе с трудными учащимися:
В МБОУ СОШ № 50 систематически проводятся воспитательные мероприятия, однако в школе есть постоянная проблема так называемых «трудных» детей. С каждым годом детей, лишенных внимая в семье, становится всё больше. Социальный педагог, психолог школы постоянно сотрудничают с классными руководителями, а если требуется, то и с инспектором по делам несовершеннолетних; постоянно держат в поле зрения учащихся, склонных к правонарушениям, и детей из неблагополучных семей. При неоднократном нарушении дисциплины, снижении успеваемости и прогулах учащиеся ставятся на внутришкольный контроль. Усилиями педагогов такие учащиеся активно привлекаются к участию во всех классных и школьных мероприятиях, к занятиям в кружках. Особый интерес вызывает секция по баскетболу, туристко – краеведческий кружок, театральный кружок.
Мною, было проведено изучение контингента учащихся школы и их семей. На протяжении всего учебного года поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями, учителями – предметниками, психологом. На каждого «трудного» подростка заведена личная учетная карточка, в которой фиксируются все данные, а также динамика изменений в поведении и обучении этого учащегося:
- карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка, характеристика, акты обследования семьи, условий жизни и воспитания;
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению « трудных» подростков;
– индивидуальные и коллективные профилактические беседы с « трудными» подростками;
– вовлечение « трудных» подростков к участию в школьных конкурсах, мероприятиях.
Для продуктивной работы с «трудными» детьми в школе организовано сотрудничество с инспекторами ПДН. С «трудными» подростками систематически проводили беседы инспектора ПДН, встречи с родителями, рейды в семьи учащихся.
Система работы с данной категорией учащихся в школе заключается в педагогическом воздействии на «трудного» подростка со стороны классного руководителя, социального педагога, Совета профилактики правонарушений, руководителей кружков и секций. В школе проводится целенаправленная работа по привлечению «трудных» детей в кружки, спортивные секции, общественно-полезную деятельность. Поэтому многие подростки, состоящие на внутришкольном учете ,посещают музыкальную школу № 8, спортзал, увлечены игрой в футбол, борьбой и уже достигли определенных успехов в этой области.